Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.
· Фонетическая ритмика
· Упражнение «Лягушки улыбаются»
Квака любит улыбаться Тянуть губы прямо к ушкам
Рот у Кваки до ушей Очень нравится лягушкам
Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются
А глаза у них, как блюдца.
· Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
· Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
· Упражнение «Трубочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.
· Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»
Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.
А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.
А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.
Нам понравилось играть, повторим-ка все опять.
· Упражнение «Язык-силач»
Язычок у нас силач – в зубы упирается,
Сильно напрягается, горкой выгибается.
Силачу пора на отдых, мы его положим спать.
А потом начнем опять.
· Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
· Произнесение по картинкам
гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ)
звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычи корова (МУ) и т.п.
· «Обезьянка кривляется» - показать смешные рожицы.
· «Щенок лакает молоко» - лакательные движения языком
· «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой выдохнуть воздух.
· «Зримые поцелуи» - накрасить губы маминой помадой и «оставить следы» на листе бумаги