Учитель - логопед

ДОУ № 118

 

 

 

Речевые упражнения для закрепления звуков

 

   

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

- гласные А, О, У, И;

- согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)

- дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых риемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д. 

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон. Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон. из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.

Маленькие ножки.

Топ, топ, топ – медленно топают ножки. 1 вар: дети выполняют движение в

Топ-топ-топ – чуть быстрее идут по дорожке. соответствии с ритмом стихотв.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ - очень быстро идут. 2 вар: движение «ножек» имитируется

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ - А теперь они бегут. движением указательного и

Ох-ох-ох. Устали ножки быстро бегать по дорожке. среднего пальцев.

Лужи.

Я иду по лужам – шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями по коленям

Ой, вода в ботинках – хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами.

Ах, мне зонтик нужен – кап-кап-кап. Постукивают ритмично пальчиками по голове

Ох, вода по спинке – оп-оп-оп. Скрещивают руки на груди и ритмично

похлопывают по предплечьям

Бах, упала шапка – буль-буль-буль. Выполняют ритмично пружинку, приседая все ниже.

Ой, кругом вода – ой-ой-ой. Встают и кружатся.

Ах, себя так жалко – да-да-да. Руки на щеки, ритмично кивают.

Одевайтесь в дождь всегда! Погрозить пальчиком в ритм стихотворения.

 

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь. Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь. Ритмично похлопывать по коленям

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой Движения по полу кистями рук

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой. Пальцы в замок.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал. Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал Быстро стучать указательными пальцами двух рук

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. по коленям.

 

Машина

Би-би-би – гудит машина «Моторчик» - кулачки быстро крутятся вокруг друг друга

Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно

Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»

Он так громко говорит. «Кулачки»

Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки

Шу-шу-шу они шуршат.

Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад, однвр.

Та-та-та – вперед спешат. топают ногами 

 

 

Игры-подражания с речевым сопровождением. 

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

 

 

Птичий двор Солдатики - куклы

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» Солдатики из дерева

Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!» Как столбики стоят

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!» А куколки из тряпочек

Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!» На гвоздике висят

А наш Петя-петушок ранним-рано по утру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

 

Котенька – коток Соседи

Котя-котенька, коток. Котя – серенький хвосток, Над нашей квартирой собака живет

Приди, котя, в гости к нам, молочка тебе я дам. Лает собака и спать не дает:

Как у коти ушки на макушки, как у коти лапки-царапки. -Ав-ав-ав.

Как у коти хвостик трубой. А над собакою кошка живет

Вот к нам котя пришел какой! Мяукает кошка и спать не дает:

Мишка -Мяу.

Мишка бурый, мишка бурый, отчего ты такой хмурый? Ну а над кошкою мышка живет.

-Я медком не угостился, вот на всех и рассердился! Мышка вздыхает и спать не дает:

Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы! -Ш-ш-ш-.

Ночью по крыше злой дождик стучит.

Кто что любит Только поэтому мышка не спит Ш-ш

Как на нашем огороде овощи созрели И кошка не спит, Мяу.

Первым зайка прискакал – и морковку он достал. И собака не спит. Ав – ав.

А козе листы капуты показались очень вкусны. И не спит весь дом.

Петух в огород пришел – он горошину нашел. (Э.Успенский)

Свинка носом землю рыла и про репку не забыла.

Ежик в огород пришел – в травке яблоко нашел.

Приходи лесной народ, к деду с бабкой в огород.

Всем еды достанется, на зиму останется..

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»