Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:
- гласные А, О, У, И;
- согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
- дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.
Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых риемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.
Мы шагаем по мосту
Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.
Неваляшка.
Динь-дон, дили-дон,
Что за странный перезвон. Дети раскачиваются на прямых ногах
Слышен он со всех сторон. из стороны в сторону
Дили-дили-дили-дон.
Маленькие ножки.
Топ, топ, топ – медленно топают ножки. 1 вар: дети выполняют движение в
Топ-топ-топ – чуть быстрее идут по дорожке. соответствии с ритмом стихотв.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ - очень быстро идут. 2 вар: движение «ножек» имитируется
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ - А теперь они бегут. движением указательного и
Ох-ох-ох. Устали ножки быстро бегать по дорожке. среднего пальцев.
Лужи.
Я иду по лужам – шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями по коленям
Ой, вода в ботинках – хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами.
Ах, мне зонтик нужен – кап-кап-кап. Постукивают ритмично пальчиками по голове
Ох, вода по спинке – оп-оп-оп. Скрещивают руки на груди и ритмично
похлопывают по предплечьям
Бах, упала шапка – буль-буль-буль. Выполняют ритмично пружинку, приседая все ниже.
Ой, кругом вода – ой-ой-ой. Встают и кружатся.
Ах, себя так жалко – да-да-да. Руки на щеки, ритмично кивают.
Одевайтесь в дождь всегда! Погрозить пальчиком в ритм стихотворения.
Дождик.
Майский вдруг закапал дождь. Ритмично похлопывать кистью о кисть руки
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь. Ритмично похлопывать по коленям
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой Движения по полу кистями рук
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой. Пальцы в замок.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал. Постукиваем одним указательным пальцем по коленке
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал Быстро стучать указательными пальцами двух рук
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. по коленям.
Машина
Би-би-би – гудит машина «Моторчик» - кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад, однвр.
Та-та-та – вперед спешат. топают ногами
Игры-подражания с речевым сопровождением.
Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.
Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.
Птичий двор Солдатики - куклы
Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» Солдатики из дерева
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!» Как столбики стоят
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!» А куколки из тряпочек
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!» На гвоздике висят
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Котенька – коток Соседи
Котя-котенька, коток. Котя – серенький хвосток, Над нашей квартирой собака живет
Приди, котя, в гости к нам, молочка тебе я дам. Лает собака и спать не дает:
Как у коти ушки на макушки, как у коти лапки-царапки. -Ав-ав-ав.
Как у коти хвостик трубой. А над собакою кошка живет
Вот к нам котя пришел какой! Мяукает кошка и спать не дает:
Мишка -Мяу.
Мишка бурый, мишка бурый, отчего ты такой хмурый? Ну а над кошкою мышка живет.
-Я медком не угостился, вот на всех и рассердился! Мышка вздыхает и спать не дает:
Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы! -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Кто что любит Только поэтому мышка не спит Ш-ш
Как на нашем огороде овощи созрели И кошка не спит, Мяу.
Первым зайка прискакал – и морковку он достал. И собака не спит. Ав – ав.
А козе листы капуты показались очень вкусны. И не спит весь дом.
Петух в огород пришел – он горошину нашел. (Э.Успенский)
Свинка носом землю рыла и про репку не забыла.
Ежик в огород пришел – в травке яблоко нашел.
Приходи лесной народ, к деду с бабкой в огород.
Всем еды достанется, на зиму останется..